Класс Месторождения:
Тип Месторождения: Нефтяное
Местоположение:
Местность:
Стадия разработки:
Год открытия: 2016
Источник информации: РГФ_2021г.
Метод открытия:
Площадь: 693.078 км²
Солнечное нефтегазоконденсатное месторождение, находящееся в Тепловско- Токаревской зоне нефтегазонакопления было открыто в 1974 г. Рассматриваемое месторождение относится к Северной бортовой зоне Прикаспийской низменности. Отличительной чертой является развитие соляной тектоники, из-за мощных пластичных соленосных толщ. Глубина залегания поверхности кристаллического фундамента рассчитана для Прикаспийской впадины, по данным региональных сейсмических исследований, магнитотеллурического зондирования - МТЗ и анализа магнитных аномалий и аномалий силы тяжести. На изучаемой территории он погружается с севера на юг от абсолютных отметок -12 000 м до - 14 000 м. Это погружение неравномерное и осложнено системами разломов. Последние непосредственно установлены северо- восточнее по данным региональных сейсмических профилей КМПВ, а в пределах территории намечаются предположительно по закономерной ориентированности соляных куполов [1].
О строении подсолевого структурного этажа можно судить по поведению «Р1» отражающего подсолевого горизонта – соответствующего подошве кунгурских отложений (рис. 1).
>
Рис. 1. Поперечный разрез месторождения в северо-восточной части участка [3]
Моноклинальное падение подсолевых пород усложняется системой разломов или флексур, сопряжённых с таковыми в кристаллическом фундаменте.
Анализ геологических и геофизических материалов показывает, что солянокупольный структурный этаж сформировался в результате выведения мощных пластичных соляных масс из первоначального пластового состояния как в результате подвижек блоков фундамента, так и под действием гравитационных сил.
Рост куполов, образование пликативных и разрывных дислокаций в надсолевых отложениях, происходили в отложениях, в основном, в эпохи перерывов в осадконакоплении. Этот процесс происходил частично и одновременно с накоплением осадков, при вторичном распределении соляных масс [4].
Наличие упомянутых перерывов обусловливает неоднородность всего солянокупольного комплекса и различную степень дислоцированности слагавших его отдельных толщ.
Структуроформирующей основой этого комплекса являются значительные кунгурские пластичные соляные массы, образующие ядра куполов. Мощность соленосной толщи несколько увеличивается по мере погружения вглубь плиты. Так, если вершины соляных штоков почти всех куполов находятся примерно на одном уровне, на отметках порядка -200-600 м, то подсолевое ложе погружается на 1000 м.
Основными тектоническими элементами этого этажа следует считать соляные купола, межкупольные пространства и компенсационные мульды.
Соляные купола со значительной долей условности можно подразделить по генетическим признакам на два типа. Происхождение одних (первичных) связано, главным образом, с глубинными тектоническими явлениями, другие (вторичные) образовались, в основном, под действием гравитационных факторов на более поздних этапах перераспределения соли.
Многие из первичных соляных куполов сопровождаются вторичными, которые возникли на склонах их соляных массивов, и отделяются от них компенсационными мульдами и соляными перешейками.
Залегание покрывающих соль отложений находится в прямой зависимости от строения соляных тел и, в целом, они образуют морфологически единую структуру куполов, большинство из которых имеют неправильную сложную форму. По характеру проявления на доплиоценовой поверхности последние можно подразделить на прорванные, с кунгурскими отложениями в своде, и непрерванные. Верхнепермские образования на сводах отсутствуют. Это свидетельствует о значительном росте куполов в позднепермское время, размыве и погребении их затем под мощными триасовыми осадками и новом формировании в последующие эпохи перерывов. Своды куполов чаще плоские, размеры различные. Крылья сложены отложениями от средней юры до эоцена включительно [2].
Как для прорванных, так и для непрорванных куполов характерны дизъюнктивные нарушения в надсолевых образованиях: главные (основные) и лучевые сбросы, присводовые грабены, а также грабены на склонах. Как правило, последние выполнены эоценовыми отложениями. Так как нарушения затрагивают отложения всего надсолевого комплекса, то образование их, очевидно, связано, в основном, с заключительным этапом роста куполов в преднеогеновое время. Длинные оси структур и большинство нарушений, как правило, вытянуты в направлении, общем с простиранием цепочек куполов.
По периферии ряда первичных куполов располагаются замкнутые, почти округлые компенсационные мульды. Все мульды, сопряженные от примыкающих к ним куполов, отделены сбросами в надсолевых образованиях. Образование их внутри больших соляных массивов связано с вторичным перераспределением соли под действием гравитационных сил в процессе роста куполов в течение мезозоя и, главным образом, палеогена.
Межкупольные пространства представляют собой значительные по размерам погруженные участки, смежные как с ориентированными цепочками, так и с отдельными куполами и синхронные с последними во все периоды их формирования.
Надсолевые отложения в межкупольных пространствах слабо дислоцированы и имеют незначительные углы наклона. Наиболее распространенными элементами локальной тектоники в межкупольных пространствах следует считать перешейки и мульды. Перешейки приподняты, имеют седловидную форму, соединяют соляные купола. К перешейкам иногда приурочены недоразвитые рудиментарные купола, а также большинство нарушений, затухших в надсолевых отложениях, древнее палеогеновых. Амплитуды сбросов в отложениях триаса и юры 100-300 м, в нижне- и верхнемеловых - не более 100. Мульды межкупольных пространств – глубокие, корытообразные, вытянутые вдоль длинной оси.
Покровный плиоцен-четвертичный структурный этаж залегает с резким угловым несогласием на нижележащих породах и отличается очень слабой дислоцированностью отложений.
Формирование покровного структурного комплекса также связано с развитием в новейшее время крупных неотектонических зон. Развитие их фиксируется значительным смещением с донеогенового до настоящего времени долины р.Урал с запада на восток и древней эрозионности долины, превратившейся теперь в полосу Дюринских разливов, с востока на запад. Этот процесс связан с продолжавшимися в новейшее время подвижками блока кристаллического фундамента, заключенного между упомянутыми центральными полосами разломов [3].
В ходе изучения тектоники Солнечного месторождения выяснили, что отличительной чертой является развитие соляной тектоники, из-за мощных пластичных соленосных толщ. Присутствуют соляные купола, рост которых происходил, в основном, в эпохи перерывов в осадконакоплении. Солнечное нефтегазоконденсатное месторождение расположено в Тепловско-Токаревской зоне нефтегазонакопления, включающей в себя одноименную группу месторождений, приуроченных к верхней части цепочки органогенных рифовых построек московско-артинского бортового уступа.
Ловушки рифовой природы связаны с органогенными постройками артинского возраста, образующими цепочку поднятий вдоль краевой части карбонатного шельфа. Неглубокими пониженными участками барьерный риф разделен на локальные структуры. Пространственное положение бортового уступа контролируется южной границей Карповского выступа фундамента. Цепочка месторождений прослежена на расстояние 85 км при размерах отдельных ловушек 0,5-1,7x2,6-13,0 км [3].
По данным разведочного бурения на месторождении Солнечное продуктивные объекты выявлены в отложениях артинского яруса – это газоконденсатная залежь с нефтяной оторочкой и в филипповском горизонте – газоконденсатная залежь. Сложность геологического строения Солнечного нефтегазоконденсатного месторождения обуславливается несколькими факторами:
1.Приуроченность к бровке палеошельфа;
2.Сложное пустотно-поровое пространство, с рифовым типом ловушки;
3.Вытянутый характер залежи;
4. Наличие мощной соляной покрышки, которая может стать причиной аномально
высоких пластовых давлений;
5.Месторождение состоит из двух куполовидных поднятий, которые могли быть
приняты за два различных месторождения, не имей они общий ВНК.
Список литературы
1. Куандыков Б.М., Сентгиорги К. и др Нефтегазоносность палеозойской шельфовой окраины севера Прикаспийской впадины. Алматы, 2011. 280 с.
2. Глубинное строение и минеральные ресурсы Казахстана. Том 3. Нефть и газ, Алматы, 2002 г. 248с.
3. Нефтегазовый комплекс: производство, экономика, управление: Учебник для вузов / Под ред. Ю.Н. Линника., В.Я. Афанасьева. М.: Экономика, 2017. 234 с.
4. Абилхасимов Х.Б. О новых перспективах нефтегазоносности глубокозалегающих объектов палеозойских отложений прикаспийского бассейна. Астана, 2016. 38
Источник: ГЕОЛОГИЯ, ГЕОЭКОЛОГИЯ И РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРАЛА И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ, Сборник статей X Всероссийской молодёжной конференции, Уфа 2022
Следующее Месторождение: Рощинское